МБОУ "СШ №6"
391303, Рязанская область, г.Касимов, мкр.Приокский, №10-а
  • Детям с ограниченными возможностями здоровья

    • В 2023-2024 учебном году МБОУ «СШ №6» обучаются 3 ребёнка-инвалида. Они обучаются по классно-урочной форме обучения. Обучающихся с ОВЗ в МБОУ «СШ №6» 15 чел.
    1. Конституция РФ статья 43
    2. ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»
    3. ФЗ-181 «О социальной защите инвалидов в РФ»
    4. ФЗ-124 «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»
    5. Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 
    6. ФГОС НОО ОВЗ

    Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) МБОУ «СШ №6»  (Скачать, 1,8 Мб)

    Методы обучения и воспитания детей с ОВЗ строятся на индивидуальном подходе к ребенку. Задача индивидуального подхода – научить ребенка добиваться успехов в учебе, получать высокие результаты в обучении в пределах возможностей ребенка. Методы и приемы обучения детей с ОВЗ в ДОУ заключаются в:

    • Индивидуальном подходе к каждому ребенку с ОВЗ;
    • Постоянной мотивации к обучению;
    • Ратификации за маленькие успехи для создания и закрепления целеустремленности;
    • Постановке интересных цепочек целей в обучении;
    • Формировании необходимых навыков и привычек для облегчения обучения.

    Вспомогательные приемы с воздействием на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии – это:  обучение в игровом формате;  тренинги, для стимуляции развития и адаптации среди сверстников;  психологическая гимнастика и релаксация, позволяющие снять усталость, приобрести заряд бодрости и сил.

    Метод проектов в обучении детей с ОВЗ

    Метод проектов в обучении детей с ОВЗ направлен на повышение интереса и формирует позитивную мотивацию к обучению, привлечение к открытой коммуникации с коллективом, активному участию в образовании. Методы проектов в обучении детей с ОВЗ позволяют создавать для детей естественную среду, условия деятельности, которые приближены к реальным обстоятельствам зрелой жизни.

    Для этого разработанные методы должны выполнять ряд важных задач: создавать условия для качественного усвоения знаний и приобретения прочных навыков; стимулировать активность ребенка и его творчества; повышать интерес детей к познавательной деятельности; обеспечивать общение и сплоченность между детьми; прививать не только интерес к обучению, но и любовь к приобретению знаний и умений.

    Методы проектов в обучении детей с ОВЗ могут приносить постоянные результаты, поэтому учителю необходимо поддерживать связь с родителями ребенка, для большего познания особенностей молодого человека, своевременной корректировки своих методов и прогнозирования результатов.

    Основные рабочие методы обучения и воспитания детей с ОВЗ:

    1. Индивидуальный подход

    В основе индивидуального подхода лежит идея, обеспечивающая одинаковое отношение ко всем детям и создающая особые условия для обучения детей с ОВЗ. В первую очередь разрабатываются индивидуальные задания, требования и формы их выполнения, соответствующие особенным потребностям ребенка. Оказывается консультация при трудностях в образовании. Для этого подхода требуется знание особенностей ребенка, наличие образовательного плана и контроль его выполнения.

    При осуществлении индивидуального подхода учитываются: нарушения, которые оказывают тормозящее влияние на психическое и физическое развитие ребенка; состояние речи, интеллекта, эмоционально – волевой сферы; индивидуальные особенности детей, создание условий необходимых для стимуляции развития, мотивации, активности настроение и желания учиться; работу внимания, памяти, восприятия и самого мышления тип темперамента. С этого и следует начать индивидуальный подход к ребенку.

    В начале работы присмотритесь, какие позиции занимает ребенок и какие стратегии (формы) мышление он демонстрирует, какие трудности в работе у него возникают. Вся подобная информация поможет создать специальные методы обучения и воспитания детей с ОВЗ, с которыми вы сможете улучшить результаты, как основного, так и дополнительного обучения. Особый акцент рекомендуется сделать на развитии перспективного мышления у ребенка. Подобное мышление поможет ему стремиться и достигать больших результатов почти независимо от его состояния.

    2. Постоянная мотивация и ратификация за успехи в обучении «Мотивация – это желания! Различия в мотивации проистекают из того, что желания бывают разными, но суть остается неизменной: если вы чего-то не хотите, то вы этого делать не будете», - говорит в своей книге «Успех, или Позитивный образ мышления» Филипп Богачев. Несмотря на очень простое и меткое изложение остается масса вопросов: как определить подлинные желания ребенка и как мотивировать его? Для нахождения ответов, необходимо начать с определений и азов мотивации.

    Мотив – это причина, которая толкает на действие.

    Ратификация – это похвала, одобрение, вознаграждение за что-либо. Мотивация бывает положительная («к чему-то») и отрицательная («от чего-то»), внешняя и внутренняя. Желательно использовать сразу два вида, но ставить упор на первую, чтобы ребенок был более инициативным. Создать позитивную мотивацию у ребенка можно отталкиваясь от его желаний, интересов и уровня мышления на перспективу. Внешний тип мотивации с отрицательным видом – это давление со стороны: осуждение, требование, наказание (шантаж) со стороны окружения человека.

    Внешний тип мотивации с положительным видом – это влияние со стороны: просьбы, сделки, демонстрация своих желаний и ожидай по отношению к человеку, награждение, одобрение, похвала (стремление к приобретению, одобрения или благ). Внутренний тип мотивации с отрицательным видом – это демотивация, которая выражается в ожидании потери, провала, приобретения чего-то вредного или угнетающего.

    Внутренний тип мотивации с положительным видом – это влияние собственной психологии на самого себя: желание самоутверждения, испытание облегчения и/или расслабления после труда, радости или наслаждения, самопризнание себя как кого-то или самопризнание в себе чего-то. Вам предстоит поговорить с ребенком по душам, узнать его самого и его жизнь лучше. Определить ценности ребенка.

    В общем, труда никакого не составит. А с определением видов мотивации вы сможете помочь «найти» ему самые хорошие желания. Ратификация необходима для вырабатывания рефлекса (на народном языке – привычки). Выражается любым видом и типом мотивации, способствует к увеличению устремлений, энтузиазма, а применяется только в обучении.

    Другими словами, вам предстоит найти, чем ратифицировать ребенка за успехи. Цели: наличие привычки добиваться успехов у ребенка; наличие знания и понимания, что обучение ведет ребенка к достижению желаемых и интересных для него целей; наличие умения у ребенка работать на перспективу. 

    Задачи:

    1. Ратифицировать ребенка за: каждый маленький успех (маленькой наградой: похвалой, лаской, одобрением, комплиментом), потом средний успех (конфеткой, отдыхом, развлечением и т.д. вместе с маленькой наградой), а потом за еще больший успех (обычно это праздник, хорошее приобретение или крупное одобрение, признание в обществе).
    2. Применять индивидуальный поход.
    3. Постановка интересных цепочек целей.

    Живой человек отличается от полуживого человека целенаправленным движением. Подумайте над этим выражением. Цель может быть настоящей и зажигающей, только если она основана на ценностях ее владельца. В других случая это попытка самообмана, вид самооправдания или бег от реальности. Дети - наше будущее, продолжения наших жизней и идей, поэтому их нужно учить ответственности, честности с самими собой, трезвому взгляду на мир.

    И в этом помогают личные цели. Поиск и постановка лично интересных и/или нужных для ребенка целей - это основа любого профессионального метода проектов в обучении детей с ОВЗ, индивидуальным подходом. Цели следует искать в интересах ребенка или связывать цели с его интересами.

    О чем ребенок говорит? Чему уделяет больше внимания? Где сильно реагирует? Эти и подобные вопросы помогают разработать идею для цели. Наличие цели у ребенка увеличит эффективность методов и приемов обучения детей с ОВЗ, а точнее: воспитания, социальной адаптации, созревания личности, обучения.

    Правила постановки цели:

    1. Формулировка в настоящем времени.
    2. Без отрицательных «не» и «нет» (положительно-позитивный формат).
    3. Определение рамок ее реализации (условия, сроки).
    4. Разбивка на подцели (пирамиды строятся поэтапно).
    5. Определение всего нужного и необходимого для достижения этапной цели (инструменты и ресурсы). Инструменты – это дополнительный материал. А ресурсы – это: время, знания, умения, знакомые, деньги.
    6. Определенность в перспективах для ребенка и его окружения от достижения цели.
    7. Эффект мечты. При мысли о цели и ее достижении должно создаваться: много эмоций, сил, желаний, стремлений, энтузиазма. При наличии хотя бы 2 эффектов можно утвердить разработанную идею, как цель.
    8. Тренинг

    Тренинг – это обучение в игровом формате, распространенная форма активного обучения для применения знаний на практике и освоения важных навыков или, просто говоря, сама игра. Тренинг используется разными профессионалами в разных сферах по работе с людьми. Цели тренинга заключаются в освоении новых навыков, формировании паттернов поведения, получения первого положительного опыта. Он отличного подходит для раскрытия творческого потенциала человека и решения психологических проблем.

    На практике тренинг выполняет важные функции, такие как: развлечение – воодушевляет, пробуждает интерес, приносит разнообразия и позволяет разрядиться, коммуникация – развивается общение, умение устанавливать и вести отношения, диагностика – выявление отклонений от норм в поведении, познание самого себя, подготовка – учит преодолевать трудности в реальных жизненных ситуациях, корректировка – вносит изменение в личность участников, социализация – учит адаптироваться в разных ситуациях, отработка – участники отрабатывают свои знания и умения.

    В структуру игры входят: роли; игровые действия; игровое употребление ресурсов; отношения между участниками; сюжет (разные ситуации из жизни). Рекомендуется использовать соревновательный сюжет, для выработки у участника (ов) целеустремленности, быстрой адаптации и сплоченности с коллективом. В статье изложены не все методы обучения и воспитания детей с ОВЗ, но каждый из них значительно помогает в социализации ребенку, а его учителю приносит разнообразие методов проектов в обучении детей с ОВЗ и улучшает результаты работы обоих.

    Адаптивные программы дополнительного образования, секции и кружки

    Свяжитесь с нами через форму обратной связи

    Меры поддержки

    Информация о наличии и условиях предоставления обучающимся стипендий, мер социальной поддержки.
    Информация о наличии и условиях предоставления обучающимся стипендий, мер социальной поддержки
    Питание Соцподдержка ОВЗ
    Обучающимся  МБОУ «СШ №6»  стипендии  не предоставляются.

    Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе

    В МБОУ «СШ №6» созданы условия, обеспечивающие возможность получения двухразового горячего питания: завтрак (бесплатно), обед. Получение горячего питания осуществляется в оборудованной школьной столовой. В рамках реализации АООП НОО для слабовидящих детей проводятся коррекционные занятия.

    В рамках реализации ИПРА детей-инвалидов разработан индивидуальный образовательный план. В нём предусмотрены специальные индивидуальные занятия для детей-инвалидов с педагогами, психологом.

    Консультативная, психологическая помощь оказывается работниками школы по запросам детей-инвалидов и их родителей.

    В школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества. 

    Информационная база школы оснащена:

    • электронной почтой;
    • выходом в Интернет;
    • разработан и действует школьный сайт.

    Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

    В образовательном учреждении внедрена  и функционирует автоматизированная информационная система «Барс: Электронный классный журнал».

    Для работы с информационной системой «Барс: Электронный классный журнал» в   учебном кабинете есть рабочее место для учителя. 

    На сайте школы функционирует кнопка "для слабовидящих".

    Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    В МБОУ «СШ №6» созданы условия, обеспечивающие возможность получения двухразового горячего питания: завтрак (бесплатно), обед. Получение горячего питания осуществляется в оборудованной школьной столовой.В рамках реализации АООП НОО для слабовидящих детей проводятся коррекционные занятия.

    В рамках реализации ИПРА детей-инвалидов разработан индивидуальный образовательный план. В нём предусмотрены специальные индивидуальные занятия для детей-инвалидов с педагогами, психологом.

    Консультативная, психологическая помощь оказывается работниками ОО по запросам детей-инвалидов и их родителей.

    В школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества. 

    Информационная база школы оснащена:

    • электронной почтой;
    • выходом в Интернет;
    • разработан и действует школьный сайт.

    Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

    В образовательном учреждении внедрена  и функционирует автоматизированная информационная система «Барс: Электронный классный журнал».

    Для работы с информационной системой «Барс: Электронный классный журнал» в   учебном кабинете есть рабочее место для учителя. 

    На сайте школы функционирует кнопка "для слабовидящих".

    Подробнее об оборудовании школы для детей с ограниченными возможностями
    Подробнее об оборудовании школы для детей с ограниченными возможностями
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie